🗣 Реорганизация Мтс Была Произведена в 1958
Ликвидация МТС- хрущевская ошибка или веяние времени? Часть 1.
До сих пор не утихают споры: является ли ликвидация МТС (машинно-тракторных станций) одним из главных стратегических просчетов Хрущева в сельском хозяйстве? Или же обвинения ярых сталинистов имеют несколько иную подоплеку и преследуют единственную цель- оправдать заблуждения вождя народов?
Вкратце напомню суть вопроса. Поскольку б о льшая часть колхозов в 30-40-ые годы не имели достаточных средств, чтобы приобретать дорогостоящую сельскохозяйственную технику, самостоятельно обеспечивать их бесперебойную работу и готовить соответствующие кадры, эти государственные предприятия до 1959 года на договорных началах с сельскохозяйственными коллективными хозяйствами осуществляли их производственно-техническое обслуживание.
В моем родном Конаковском районе Калининской области МТС с постоянно действующими курсами трактористов была открыта в 1930 году в Дмитровой Горе. Сама она размещалась вблизи д. Сенинское, а контора располагалась в двухэтажном деревянном доме бывшего заводчика Назарова на нынешней Кимрской улице. Небольшой колесный тракторный парк лишь в 1936 году пополнился тремя новыми гусеничными тракторами ЧТЗ. По воспоминаниям старожилов, мужская часть деревенской молодежи перед войной стала охотно подаваться туда на обучение и последующую работу, поскольку профессия механизатора считалась престижной и (что главное) хорошо оплачиваемой. А потому каждый стремился стать первым парнем на деревне! Позднее и некоторые местные девчата по примеру Паши Ангелиной сели за руль трактора…
Из воспоминаний В. Ф. Тихомирова, бывшего председателя нашего колодкинского колхоза «Красная нива» (был такой до 1950 года в Конаковском районе):
На первых этапах коллективизации и послевоенного выживания колхозов (30-40-ые годы), когда техники катастрофически не хватало, необходимость ее концентрации и централизованного распределения была оправдана. В таких условиях это решение казалось единственно правильным, дающим б о льший экономический выигрыш.
Сталин, будучи убежденным противником передачи машинно-тракторных станций в собственность колхозам (а подобные предложения поступали ему не раз), имел следующую экономическую аргументацию своей позиции: получение больших урожаев и достижение изобилия сельхозпродуктов немыслимы без непрерывного совершенствования материально-технической базы, но колхозы не в состоянии нести неподъемные расходы по ее обновлению, это по силам лишь государству.
К середине 50-ых определенная часть колхозов значительно окрепла экономически, представляя собой уже достаточно мощные и высокотоварные хозяйства. Этому способствовало и начавшееся укрупнение мелких колхозов. Вполне естественно, у колхозников появлялось все большее желание получить наконец-таки технику в свои руки и не зависеть от волюнтаризма МТС.
Тем более, многие уже тогда имели такую возможность и стремились приобрести в собственность тракторы, комбайны, автомобили, чтобы не только более эффективно использовать их для выполнения основных сельскохозяйственных работ (сев, уборка и т. д.), но и для механизации многих других работ в хозяйстве- транспортных, строительных, в животноводстве, при вывозке навоза, снегозадержании и др.), которые, как правило, МТС не выполняли. Таким образом, все предпосылки для их реорганизации были созданы.
Чтобы прокомментировать или ответить, прокрутите страницу вниз ⤓