«Мегафон» и Усманов приобрели сотового оператора на сверхпроблемном рынке
«Мегафон» и холдинг Алишера Усманова USM создали совместное предприятие для развития цифровых сервисов в Узбекистане — исторически проблемном рынке для зарубежных сотовых игроков. Местные власти передали в новое СП сотового оператора Coscom. Это первая сделка по покупке российскими телекоммуникационными компаниями зарубежных активов за последние 10 лет.
«Мегафон» и USM покоряют Узбекистан
Сотовый оператор «Мегафон» и его единственный акционер — холдинг USM Telecom (является частью холдинга USM Алишера Усманова) — сообщили о выходе на рынок Узбекистана. Для этого стороны на паритетных началах создали совместное предприятие «Диджитал инвест», которое, в свою очередь, с властями Узбекистана образовало холдинг Digital Holdings.
Агентство по управлению государственными активами Узбекистана внесет в Digital Holdings 100% акций местного сотового оператора Coscom (торговая марка Ucell). Взамен агентство получит 49% в данном холдинге.
Российские партнеры получат в Digital Holsings долю в 51%. «Мегафон» и USM инвестируют в данный холдинг $100 млн и передадут в него имеющие у них цифровые активы в Узбекистане: CRPT Turon и ICS Holding Uzbekistan.
Какие активы войдут в совместное предприятие
Coscom — второй по величине сотовый оператор Узбекистана. По данным Analysys Mason, на конец 2024 г. он обслуживал 7, 1 млн абонентов. Лидером рынка является Unitel (торговая марка Beeline), который вместе с российским «Вымпелкомом» входит в группу Veon. Unitel обслуживает 8, 1 млн абонентов.
На третьем месте находится «Узмобайл» — дочка принадлежащего государству основного оператора фиксированной связи «Узбектелеком». Компания обслуживает 4, 8 млн абонентов. На четвертом месте находится компания Universal Mobile Systems (UMS), обслуживающая 3 млн абонентов. UMS была создана российской компанией «Мобильные телесистемы» (МТС) вместе с местными властями, но в 2016 г. МТС вышла из проекта.
CRPT Turon — «дочка» российской компании «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), занимающейся системой обязательной маркировки и прослеживания движения товаров. ЦРПТ является совместным предприятием USM (холдинг владеет 50%), госкопрорации «Ростех» (25%) и компании «Элвис-плюс групп» (25%). CRPT Turon создана в формате государственно-частного партнерства и по результатам эксперимента определена в качества оператора системы маркировки в Узбекистане.
ICS Holding Uzbekistan — «дочка» российского «ИКС холдинга», консолидирующего порядка 30 ИТ-компаний, включая «Цитадель» (объединяет разработчиков СОРМ-решений), разработчика систем хранения данных Yadro, холдинга «Криптонит» (информационная безопасность) и др. В 2024 г. USM стал владельцем 100% «ИКС холдинга».
Как российские сотовые операторы приходили и выходили из СНГ
В середине 2000-х российские сотовые операторы активно осваивали постсоветские рынки. Первым экспансию начал как раз «Мегафон», создав в 2001 г. собственную дочернюю компанию в Таджикистане. Однако больше «Мегафон» зарубежных активов не приобретал (не считая операторов в Абхазии и Южной Осетии).
В то же время «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и МТС активно покупали операторов на постсоветском пространстве. «Вымпелком» даже преобразовался в международную группу Vimpelcom со штаб-квартирой в Амстердаме (позднее группа была переименована в Veon). В 2011 г. Vimpelcom поглотила холдинг Wind Telecom египетского миллиардера Наджиба Савириса (Naguib Sawiris), владевшего сотовыми операторами в странах Азии, Европы, Африки и Америки.
Однако с тех пор российские сотовые операторы не осуществляли зарубежных покупок. Наоборот, началась распродажа иностранных активов. Так, группа Veon избавилась от операторов в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Италии и Канаде. Распродажа активов коснулась и постсоветского пространства. Так, Veon продала своих операторов в Армении и Таджикистане. МТС по разным причинам покинула рынки Украины, Узбекистана и Туркменистана.
Роковой актив
Особенно проблемным для телекоммуникационных компаний оказался рынок Узбекистана. В 2012-2013 гг. выяснилось, что все три крупнейших игрока местного рынка — Vimpelcom, МТС и шведско-финская TeliaSonera (нынешнее название — Telia) платили взятки Гульнаре Каримовой, дочери тогдашнего президента республики Ислама Каримова.
После этого Telia выплатила американским властями штраф в размере $965 млн. Vimpelcom был оштрафован на $795 млн, МТС — на $850 млн. МТС и Telia также покинули узбекский рынок.
В Узбекистане Telia владела как раз оператором Coscom, приобретенным сейчас «Мегафоном» и USM. Об интересе Усманова к данному активу CNew писал еще в 2017 г. Однако в итоге в конце 2018 г. Telia продала Coscom местным властям в лице Государственного комитета по поддержке приватизации и развитию конкуренции. Сумма сделки составила $215 млн.
Гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин указывает, что телекоммуникационные активы в СНГ оказались высокорискованными и от многих из них российские компании отказались. «Но у Усманова в данной сделке может быть личный интерес: он сам является уроженцем Узбекистана и прошлогоднюю пандемию короновируса он проводил на исторической родине, — говорит Брюквин. — Кроме того, для «Мегафона» Узбекистан — нишевая история, и оператор может использовать данный рынок как полигон для обкатки новых технологий».
- Почем сегодня объектное хранилище на 2 000 Гб? Предложения десятков поставщиков на ИТ-маркетплейсе Market.CNews
Поделиться
МТС возвращается в Узбекистан. Конфликт окончен
МТС сообщила о заключении мирового соглашения с властями Узбекистана, которое должно положить конец начавшемуся между ними в 2012 г. конфликту. По этому соглашению, в Узбекистане будет создан новый сотовый оператор, 50, 01% акций которого будут принадлежать МТС, оставшиеся 49, 99% — Государственному комитету по связи, информатизации и телекоммуникационным услугам.
Власти обязались передать новому оператору лицензии на оказание услуг в стандартах GSM, 3G и LTE, а также соответствующие частоты, номерную емкость и возможность аренды магистральных каналов связи. Кроме того, новый оператор получит все имущество «Уздунробита» — бывшей «дочки» МТС, из-за которой и разгорелся конфликт. Взамен МТС отзовет иск к Узбекистану, поданный в Международный арбитраж при Всемирном банке.
«Уздунробита» была крупнейшим сотовым оператором в Узбекистане. В 2004-2007 г. г. МТС выкупил 100% акций этой компании у Рустама Мадумарова — гражданского мужа Гульнары Каримовой, дочери президента Узбекистана Ислама Каримова. До недавнего времени Каримова считалась неформальной покровительницей крупного бизнеса в республике.
Она же де-факто сохраняла влияние на «Уздунробита»: после сделки с МТС компанию продолжил возглавлять ее человек Бекзод Ахмедов. Однако в 2012 г. он сбежал из Узбекистана и был объявлен в розыск. По неофициальной информации, он с Каримовой не поделил деньги, выплаченные за покровительство другой иностранной телекоммуникационной компании — TeliaSonera, владеющей в Узбекистане сотовым оператором Coscom.
Власти Узбекистана заподозрили, что бегство Ахмедова было организовано при поддержке МТС. В результате летом 2012 г. бизнес МТС был стремительно разрушен: оператор лишился лицензии и был обанкрочен, а ряд его руководителей на время оказался под арестом.
Но имущество «Уздунробита» так и не удалось продать с «молотка». А в прошлом году Гульнара Каримова серьезно поссорилась со своим отцом, президентом Узбекистана, и оказалась под домашним арестов. Ряд ее предприятий был закрыт, а приближенные Каримовой, включая Мадумарова, были приговорены к длительным тюремным срокам.
Теперь МТС благополучно выходит уже из третьей по счету неудачной истории в Средней Азии. В 2010 г. МТС была изгнана из Туркменистана, но в 2012 г. договорилсась с властями республики о своем возвращении, пообещав взамен отчислять им 30% от чистой прибыли туркменской «дочки».
В 2005 г. МТС приобрела крупнейшего в Киргизии сотового оператора «Бител». Но уже через несколько дней его офис был захвачен, а имущество компании перевели во вновь созданного оператора «Скай Мобайл», который был приобретен сначала «Альфа-групп», а затем «Вымпелкомом». В 2013 г. «Альфа-групп» и «Вымпелком» выплатили МТС компенсацию за потерю этого актива в размере $150 млн.
- Решение Dell «ПК как услуга». Подробнее об этом — в брошюре «Общий экономический эффект от использования решения Dell PCaaS». Получите бесплатно!
Поделиться
Чтобы прокомментировать или ответить, прокрутите страницу вниз ⤓